Sivers Apple Tree - the progenitor of all the apple trees of the Earth

 

Catherine Pax, France’s leading biologist, recently described her trip to the pristine apple orchards of Zailiysky and Dzhungarsky Alatau.

In addition, on her initiative, a film was made entitled "The Origin of Apples, or Garden of Eden," which tells about the ancestor of all the apple trees of the earth.

In early 2006, scientists performed DNA analysis of approximately 2,500 modern apple varieties. As a result, it turned out that the ancestress of all apple trees is the apple tree, which is called Sivers.

This variety grows in large numbers in the wild, mainly in the foothills of the city of Almaty, which previously was called Alma-Ata, which literally translates into our language "father of apples."

In addition, scientists found that the first edible sweet apples on our planet grew only in picturesque areas on the territory of modern Kazakhstan. Apple trees, as it were, poured juice in the bright sun at heights of more than two thousand meters on the border with China. As the outstanding scientist Barry Juniper writes in his book "History of Apples," in ancient times there were real mixed fruit forests there. Nowadays, individual rarities of the so-called "Garden of Eden" can be found only with the help of experts.

 

Archaeological excavations prove that this apple tree existed in antiquity, and more precisely in the middle of the Cretaceous period. And the biological dictionary of the USSR Academy of Sciences suggests that the apple tree is approximately 165 million years old. According to Catherine, Europeans experienced a slight shock when they learned that such a miracle still exists on the planet. In the future, Sivers apple can be used to improve cultivated apple varieties, because they do not know how to survive like their relatives.

No less striking was the genetic base found in the mountains. The fact is that a considerable number of wild fruit trees are still growing here, which remained intact thanks to the efforts of scientists.

“These apple trees really look like paradise trees,” says Catherine Pax.

Today, the global apple industry is in great crisis. So, in Europe, Asia and America, apple trees are processed 20 times a year, at least. The main reason for this is that modern apple varieties do not have resistance to various diseases and parasites.

Where to turn in this case? The last and most promising option is, of course, the Sievers apple tree. Unlike our homeland, this is very well understood and perceived in the West. For example, Americans have been working on this issue since the 80s. It was they who at one time conducted research on Alatau and compiled a list of all the trees there.

In general, the Sivers apple tree grows to a height of 6 to 8 meters. At the same time, it grows extremely well in open sunny soil. It can get the most harm if it grows less than one meter from the occurrence of groundwater. As the studies of the famous academician aimak Dzhangaliev, who is considered a great connoisseur of wild apple trees, show that there are at least 40 forms of the Sievers apple tree. Usually the fruits have green, yellow, red or, so to speak, intermediate color of different shades.

Press release of the National Bank of the Republic of Kazakhstan dated November 13, 2013 No. 43
About the release into circulation of the commemorative silver coin "Homeland of Apples" from the series of coins "Property Resпублики»

The National Bank of the Republic of Kazakhstan announces the issuance of the commemorative silver coin “Homeland of Apples” from November 13, 2013 from the series “Coins of the Republic” with gold “proof” of quality with a face value of 500 tenge.

On the front side (obverse) of the memorable silver coin “Homeland of Apples” in the central part, on the matted surface, there is a stylized image of a fruiting apple tree with its roots going out into the mountainous region, symbolizing the halo of favorable apple growth, and the logo of the National Bank of the Republic of Kazakhstan. On the circumference there is an inscription “KAZAKHSTAN REPUBLICAS” in the state language, “500 TENGE” denoting the face value of the coin and “REPUBLIC OF KAZAKHSTAN” in English. The inscriptions are separated by dots.

On the reverse side (reverse) of the coin in the central part on the mirror surface, there is a similar image of a fruiting apple tree with gilded apples (ripened) and a trademark of the Kazakhstan Mint. Around the inscription “ALMA OTANY” in the state language, the number “2013” ​​denoting the year of minting, the inscription “HOMELAND OF APPLES” in English and “Ag 925 31.1 g.” Denoting the metal of which the coin is made, its sample and weight . The inscriptions and the number are separated by dots.

The images and inscriptions on the front and back of the coin are embossed. Around the protruding edging.

The coin is made of 925 sterling silver, weight - 31.1 grams, diameter - 38.61 mm, workmanship - "proof", circulation - 7 thousand pieces, corrugated side surface (edge).

Commemorative coins with a face value of 500 tenge are obligatory for acceptance at their face value throughout the Republic of Kazakhstan for all types of payments, as well as for crediting to accounts, deposits, letters of credit and for transfer, are exchanged and exchanged without restriction at all banks of the Republic of Kazakhstan.

Comment of the National Bank of the Republic of Kazakhstan

The “Homeland of Apples” coin is made using the technology of applying gilding to the surface of a coin.

“Kazakhstan is the birthplace of apple culture on the planet” - British scientists from Oxford came to this conclusion by examining the DNA of our “wild” and many varieties of these fruits. Together with scientists from the USA, Canada and other countries, they proved that it is the genes of the Kazakhstan wild apple tree that underlie the majority of the varieties widely known in the world. The natural repository of this gene pool is wild fruit forests in the south and southeast of Kazakhstan.

The commemorative coin was made at the Republican State Enterprise on the right of economic management “Kazakhstan Mint of the National Bank of the Republic of Kazakhstan”.

The design of the coin was developed in accordance with the Design Concept for Banknotes and Coins of the National Currency - Kazakhstan Tenge, approved by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan No. 1193 of September 25, 2003.

Commemorative silver coin “proof” of quality is intended for sale at a collection value. It is issued in souvenir packaging and is equipped with a quality certificate of the National Bank of the Republic of Kazakhstan in the state, Russian and English languages.

One of the most beautiful Kazakhstani coins is “Homeland of Apples” from the series “Property of the Republic”

02 sәuіr, 18:28 1127

The collector’s silver coin of the National Bank of Kazakhstan “Homeland of Apples” from the series “Property of the Republic” was awarded the main prize in the commemorative coin contest, which was held in Mexico City in May, in the nomination “The Most Beautiful Silver Coin of 2014”.

 

“The international competition of commemorative coins was held from May 11 to 17, 2014 in the capital of Mexico at the 28th conference of directors of mints. On May 14, 2014, the awarding ceremony was held, where, by secret ballot of the members of the conference of directors of the mints, the coin “Homeland of Apples” received the main prize, ”the statement said.

This coin is the fifth in the series “Assets of the Republic” and is dedicated to apples of Kazakhstan.

“Kazakhstan is the birthplace of apple culture on the planet” - British scientists from Oxford came to this conclusion by examining the DNA of our “wild” and many varieties of these fruits. Together with scientists from the USA, Canada and other countries, they proved that it is the genes of the Kazakhstan wild apple tree that underlie the majority of the varieties widely known in the world. The natural repository of this gene pool is wild fruit forests in the south and southeast of Kazakhstan.

As noted in the National Bank, in 2014 this is the second victory of Kazakhstani coins at prestigious international competitions.

On February 14, 2014, the commemorative silver coin of the National Bank of the Republic of Kazakhstan “Baikonur” from the series “Property of the Republic” won the second prize following the results of the international coin production competition “Vicenza Numismatica - 2014” in Vicenza (Italy) as the best coin. The prize was awarded for the original study of symbolic objects and a combination of metals, silver and tantalum, originally used in high-tech production.

Tulipa regelii - Regel Tulip

Beautiful legends are associated with tulips. Here's another one: "There is a legend among the Kazakh people that the red tulip is the girl Altynay, the daughter of a poor shepherd. Khan, seeing the beauty of the girl, wished to marry her. The girl did not want to marry the khan and ran away. For a long time the fierce khan with retinue for Altynai. The shepherd’s daughter ran away farther and farther into the mountains and was completely exhausted. Closer and closer the retinue of the khan was about to catch up with her! Near the mountain stream, the girl fell and prayed: "O Almighty! Protect me from the khan! "The khan jumped very close to Altynay, dismounted, but where is she? There is none. And only a wonderful scarlet flower sways near a mountain stream. Since then tulips of amazing beauty bloom on the mountain slopes of Kazakhstan, which are not found anywhere else in the world"…
The homeland of a tulip is the territory of modern Kazakhstan, where they are still found in the wild.

Observed Z.P. Bochantseva, when cultivated, is also not rare in nature - of the nearly 2000 individuals of this species that we examined in different years, 1.8% had 2, less often 3 leaves and 2 or 3 flowers. The fruit is 1.5-3.2 cm long and up to 1.8 cm wide, the number of normally developed seeds is up to 180. Reproduction is seed, very rarely vegetative. Phenology. It blooms from late March to mid-April, bears fruit in late May - June.

Ecology. Rocky, gravelly slopes and screes (800-1100 m above sea level).

Distribution in Kazakhstan. Only the Chu-Ili mountains (eastern part of Almaty and western Zhambyl regions). Endemic look.

Cultivation. Tested in Tashkent and St. Petersburg. Everywhere weakly stable. In Almaty, individuals transferred by bulbs bloomed for 3-4 years, then vegetated without formation of a generative shoot for at least 10 years.

Practical value. Very valuable view for rock gardens. It is not used in selection. In the experiment, V.V. Voronin (1987) by crossing Comrade Albert and Comrade Greig with this species, unseemly seeds were obtained. When Comrade Greig was used as the mother plant, germinating seeds were obtained, but several seedlings developed very slowly and, apparently, fell in the following years.

Protection in Kazakhstan. It is listed in the Red Book. There are no protected areas within the range. It is necessary to accelerate the creation of the Anrakhai Reserve.

Series of coins "Plant World of Kazakhstan"

The series is dedicated to rare and endangered species of the plant world of Kazakhstan«Тюльпан Регеля»

Par value - 500 tenge

Released on November 7, 2006

Regel's Tulip is an endemic of Kazakhstan. It is found only in the Chu-Ili mountains (the western part of Almaty and the eastern part of Zhambyl oblast) on rocky and rocky slopes, often on bare black rocks. The most original of all Kazakhstan tulips - on the surface of the stalk-containing elliptical leaf there are many longitudinal crest-shaped outgrowths.

Beautiful legends are associated with tulips. Here's another one: "There is a legend among the Kazakh people that the red tulip is the girl Altynay, the daughter of a poor shepherd. Khan, seeing the beauty of the girl, wished to marry her. The girl did not want to marry The khan and ran away. For a long time the fierce khan with retinue for Altynai. The shepherd's daughter ran away farther and farther into the mountains and was completely exhausted. Closer and closer the retinue of the khan was about to catch up with her! Near the mountain stream, the girl fell and prayed: "O Almighty! Protect me from the khan! "The khan jumped very close to Altynay, dismounted, but where is she? There is none. And only a wonderful scarlet flower sways near a mountain stream. Since then tulips of amazing beauty bloom on the mountain slopes of Kazakhstan, which are not found anywhere else in the world "...
The homeland of a tulip is the territory of modern Kazakhstan, where they are still found in the wild.

On the obverse side of the coin, a composition based on plant leaves is depicted. In the left sector there is the inscription “500 TENGE” located in two lines and indicating the face value of the coin, the inscription “Ag 925 31,1gr.” Denoting the metal from which the coin is made, its fineness and weight. In the upper part is the image of the logo of the National Bank of the Republic of Kazakhstan. On the circumference there is an inscription “ҚАЗАҚстан ҰЛТТЫҚ БАНКІ” in the state language and “NATIONAL BANK OF KAZAKHSTAN” in English. The inscriptions are separated by dots.

On the reverse side (reverse) of the coin in the central part, against the background of a stylized rocky surface, a composition of three tulips is depicted. The tulip in the left sector of the coin is made in a holographic image. In the upper sector around the circumference the inscription "ҒЫЗҒАЛДАҚ" in the state language and "TULIPA REGELII" in Latin - the name of the species. The inscriptions are separated by a dot. In the lower sector, the number “2006” denotes the year of minting and the trademark of the Kazakhstan Mint.

The images and inscriptions on the front and back of the coin are embossed.

The lateral surface (edge) is corrugated.

The coin is made of 925 sterling silver, weight - 31.1 grams, diameter - 38.61 mm, workmanship - “proof”, circulation - 4 thousand pieces.

Логотип.gif

SI "School-lyceum №8 for gifted children"

www.lizey8.kz

 

Preserving the past, creating the future

Логотип.gif

ГУ "Школа-лицей №8 для одарённых детей"

www.lizey8.kz

 

Сохраняя прошлое, создаем будущее

Яблоня Сиверса - прародительница всех яблонь Земли

Катрин Пэкс, ведущий биолог Франции недавно описала свое путешествие в нетронутые яблоневые сады Заилийского и Джунгарского Алатау.

Кроме того, по ее инициативе был снят фильм под названием "Происхождение яблок, или Райские сады Эдема", который рассказывает о прародительнице всех яблонь земли.

В начале 2006 года ученые сделали анализ ДНК примерно 2500 современных сортов яблонь. В результате выяснилось, что прародительницей всех яблонь есть яблоня, которая носит название Сиверса.

Этот сорт произрастает в большом количестве в дикой форме, преимущественно в предгорьях города Алматы, который ранее носил название Алма-Аты, что дословно переводится на наш язык "отец яблок".

Кроме того, ученые выяснили, что первые съедобные сладкие яблоки на нашей планете вырастали только в живописных районах на территории современного Казахстана. Яблони, так сказать, наливались соком на ярком солнце на высотах более двух тысяч метров на границе с Китаем.Как пишет выдающийся ученый Бэрри Джунипер в своей книге "История яблок", в давние времена там находились настоящие смешанные фруктовые леса. В наше время отдельные раритеты так называемого "райского сада" можно отыскать лишь при помощи знатоков. 

 

Археологические раскопки доказывают, что эта яблоня существовала еще в древности, а точнее в середине мелового периода. А биологический словарь Академии наук СССР говорит о том, что яблоня имеет возраст примерно 165 млн. лет. Как рассказывает Катрин, европейцы переживали легкий шок, когда узнали, что на планете все еще существует такое чудо. В будущем яблоню Сиверса можно использовать для улучшения культурных сортов яблонь, ведь они не умеют выживать так, как их родственники.

Не менее поразила ученых генетическая база, обнаруженная в горах. Дело в том, что здесь до сих пор растет немалое количество диких плодовых деревьев, которые остались целыми благодаря стараниям ученых.

"Эти яблони действительно напоминают райские деревья», - говорит Катрин Пэкс.

Сегодня мировая яблонная индустрия находится в большом кризисе. Так, в странах Европы, Азии и Америки, яблони обрабатываются по 20 раз в год, как минимум. Основная причина этого - современные сорта яблонь не имеют устойчивости к различным болезням и паразитам.

Куда обратиться в данном случае? Последний и наиболее перспективный вариант - безусловно, яблоня Сиверса. В отличие от нашей родины, это очень хорошо понимают и воспринимают на Западе. Например, американцы работают над решением данного вопроса еще с 80-х годов. Именно они в свое время проводили исследования Алатау и составили список всех тамошних деревьев.

Вообще яблоня Сиверса вырастает на высоту от 6 до 8 метров. При этом она чрезвычайно хорошо растет на открытой солнечной почве. Наибольший вред она может получить в том случае, если растет менее одного метра от залегания грунтовых вод. Как показывают исследования известного академика аймака Джангалиева, который считается большим знатоком диких яблонь, существует как минимум 40 форм яблони Сиверса. Обычно плоды имеют зеленую, желтую, красную или, так сказать, промежуточную окраску разного оттенка.  

Пресс-релиз Национального Банка Республики Казахстан от 13 ноября 2013 года № 43
О выпуске в обращение памятной серебряной монеты «Родина яблок» из серии монет «Достояние Республики»

Национальный Банк Республики Казахстан сообщает о выпуске в обращение с 13 ноября 2013 года памятной серебряной монеты «Родина яблок» из серии монет «Достояние Республики» с позолотой «proof» качества номиналом 500 тенге.

На лицевой стороне (аверсе) памятной серебряной монеты «Родина яблок» в центральной части, на матированной поверхности, расположено стилизованное изображение плодоносящей яблони корнями уходящей в гористую местность, символизирующую ореол благоприятного произрастания яблок, и логотип Национального Банка Республики Казахстан. По окружности надпись «ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ» на государственном языке, «500 ТЕҢГЕ» обозначающая номинал монеты и «REPUBLIC OF KAZAKHSTAN» на английском языке. Надписи разделены точками.

 На оборотной стороне (реверсе) монеты в центральной части на зеркальной поверхности, расположено аналогичное изображение плодоносящей яблони с позолоченными яблоками (поспевшими) и товарный знак Казахстанского монетного двора. По окружности надпись «АЛМА ОТАНЫ» на государственном языке, число «2013» обозначающее год чеканки, надпись «HOMELAND OF APPLES» на английском языке и «Ag 925 31,1 g.» обозначающая металл, из которого изготовлена монета, его пробу и массу. Надписи и число разделены точками.

Изображения и надписи на лицевой и оборотной стороне монеты рельефные. По окружности выступающий кант.

Монета изготовлена из серебра 925 пробы, масса - 31,1 грамма, диаметр - 38,61 мм, качество изготовления - «proof», тираж - 7 тысяч штук, боковая поверхность (гурт) рифленая.

Памятные монеты номиналом 500 тенге обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Республики Казахстан по всем видам платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода, без ограничения размениваются и обмениваются во всех банках Республики Казахстан.

 Комментарий Национального Банка Республики Казахстан

 Монета «Родина яблок» изготовлена с применением технологии нанесения на поверхность монеты позолоты.

«Казахстан - это родина культуры яблок на планете» - к такому выводу пришли британские ученые из Оксфорда, исследовав ДНК нашей «дички» и многих сортов этих фруктов. Совместно с учеными США, Канады и других стран они доказали, что именно гены казахстанской дикой яблони лежат в основе большинства широко известных в мире сортов. Естественным хранилищем этого генофонда являются дикоплодовые леса юга и юго-востока Казахстана.

Памятная монета изготовлена на Республиканском государственном предприятии на праве хозяйственного ведения «Казахстанский монетный двор Национального Банка Республики Казахстан».

Дизайн монеты разработан в соответствии с Концепцией дизайна банкнот и монет национальной валюты - казахстанского тенге, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан № 1193 от 25 сентября 2003 года.

Памятная серебряная монета «proof» качества предназначена для продажи по коллекционной стоимости. Она выпускается в сувенирной упаковке и снабжена номерным сертификатом качества Национального Банка Республики Казахстан на государственном, русском и английском языках.

Одна из самых красивых казахстанских монет - «Родина яблок» из серии «Достояние Республики»

02 сәуір, 18:28 1127

Коллекционной серебряной монете Национального банка Казахстана «Родина яблок» из серии «Достояние Республики» был присужден главный приз в конкурсе памятных монет, который проходил в мае в Мехико, в номинации «Самая красивая серебряная монета 2014 года». 



«Международный конкурс памятных монет проходил с 11 по 17 мая 2014 года в столице Мексики в рамках 28-й конференции директоров монетных дворов. 14 мая 2014 года прошла церемония награждения, где решением тайного голосования членов конференции директоров монетных дворов монета “Родина яблок” получила главный приз», — говорится в сообщении.

Данная монета является пятой в серии «Достояние Республики» и посвящена яблокам Казахстана.

«Казахстан — это родина культуры яблок на планете» — к такому выводу пришли британские ученые из Оксфорда, исследовав ДНК нашей «дички» и многих сортов этих фруктов. Совместно с учеными США, Канады и других стран они доказали, что именно гены казахстанской дикой яблони лежат в основе большинства широко известных в мире сортов. Естественным хранилищем этого генофонда являются дикоплодовые леса юга и юго-востока Казахстана.

Как отмечают в Нацбанке, в 2014 году это вторая победа казахстанских монет на престижных международных конкурсах.

14 февраля 2014 года памятная серебряная монета Национального банка Республики Казахстан «Байконур» из серии «Достояние Республики» завоевала второй приз по итогам международного конкурса монетной продукции «Vicenza Numismatica — 2014» в городе Виченца (Италия) как лучшая монета. Награда была присуждена за оригинальную проработку символических объектов и комбинацию металлов, серебро и тантал, оригинально применяемых в высокотехнологичном производстве.

Tulipa regelii - Тюльпан Регеля

Красивые легенды связаны с тюльпанами. Вот ещё одна: "В казахском народе бытует сказание, будто красный тюльпан - это девушка Алтынай, дочь бедного чабана. Хан, увидев красоту девушки, возжелал взять ее в жены. Девушка не захотела выходить замуж за хана и убежала. Долго гнался свирепый хан со свитой за Алтынай. Все дальше и дальше в горы убегала дочь чабана и совершенно выбилась из сил. Все ближе и ближе свита хана, вот-вот догонят ее! Возле горного ручья девушка упала и взмолилась: "О Всевышний! Защити меня от хана!" Совсем уже близко подскакал хан к Алтынай, спешился, но где же она? Нет ее. И только чудесный алый цветок покачивается возле горного ручья. С тех пор цветут на горных склонах Казахстана тюльпаны удивительной красоты, каких нет больше нигде в мире"…
Родина тюльпана — территория современного Казахстана, где они ещё встречаются в диком виде.

наблюдавшееся З.П. Бочанцевой при культивировании, в природе также не редко — из почти 2000 особей этого вида, просмотренных нами в различные годы 1,8% имели по 2, реже 3 листа и 2 или 3 цветка. Плод 1,5-3,2 см длиной и до 1,8 см шириной, число нормально развитых семян до 180. Размножение семенное, очень редко - вегетативное. Фенология. Цветёт с конца марта до середины апреля, плодоносит в конце мая - июне.

Экология. Скалистые, щебнистые склоны и осыпи (800-1100 м над уровнем моря).

Распространение в Казахстане. Только Чу-Илийские горы (восточная часть Алматинской и западная Жамбылской областей). Эндемичный вид.

Культивирование. Испытан в Ташкенте и Петербурге. Везде слабо устойчив. В Алматы перенесённые луковицами особи цвели в течении 3-4 лет, затем вегетировали без образования генеративного побега не менее 10 лет.

Практическое значение. Очень ценный вид для альпинариев. В селекции не используется. В эксперименте В.В. Воронина (1987) по скрещиванию т. Альберта и т. Грейга с этим видом были получены невсхожие семена. При использовании т. Грейга в качестве материнского растения получены всхожие семена, но несколько сеянцев развивались очень медленно и, видимо, выпали в последующие годы.

Охрана в Казахстане. Занесён в Красную книгу. Охраняемых территорий в пределах ареала нет. Необходимо ускорить создание Анрахайского заповедника.

Серия монет "Растительный мир Казахстана"
Серия посвящена редким и исчезающим видам растительного мира Казахстана
«Тюльпан Регеля»

Номинал - 500 тенге

Выпущена в обращение 7 ноября 2006 года

Тюльпан Регеля - эндемик Казахстана. Встречается только в Чу-Илийских горах (западная часть Алматинской и восточная часть Жамбылской областей) на каменистых и скалистых склонах, нередко на голых скалах черного цвета. Самый оригинальный из всех казахстанских тюльпанов – на поверхности стеблеобъемлющего эллиптического листа имеется много продольных гребневидных выростов.

Историческая справка. Описан в 1887 г. Андреем Николаевичем Красновым (/862-1914), выдающимся русским ботаника-географом, который в 1886 г. обследовал Чу-Илийские горы, где и собрал этот вид в урочище Анрахай. Вид назван в честь Эдуарда Людвиговича Регеля (1815-1892), директора Петербургского ботанического сада.

Краткое описание. Самый оригинальный из всех казахстанских тюльпанов. Луковица до 2,5 см диаметром, с тёмно-бурыми кожистыми чешуями. Стебель очень короткий, крепкий, не поникающий. Лист обычно один, продолговатый, реже — овальный, сизый, часто с коричневым оттенком. Наружная поверхность его имеет множество паралельных гребневидных выростов, что создаёт структуру, подобную гофрированной ткани. Цветок, как правило, тоже одиночный, мелкий, до 3 см высотой. Листочки околоцветника изнутри белые с четко отграниченным желтым пятном, наружные по спинке светло-фиолетовые. Тычиночные нити опушенные, как и пыльники, жёлтые. Увеличение количества цветков и листьев,

На лицевой стороне (аверсе) монеты изображена композиция на основе листьев растений. В левом секторе надпись « 500 ТЕҢГЕ» расположенная в две строки и обозначающая номинал монеты, надпись «Ag 925 31,1gr.» обозначающая металл, из которого изготовлена монета, его пробу и массу. В верхней части изображение логотипа Национального Банка Республики Казахстан. По окружности расположена надпись «ҚАЗАҚСТАН ҰЛТТЫҚ БАНКІ» на государственном языке и «NATIONAL BANK OF KAZAKHSTAN» на английском языке. Надписи разделены точками.

На оборотной стороне (реверсе) монеты в центральной части на фоне стилизованной каменистой поверхности изображена композиция из трех тюльпанов. Тюльпан в левом секторе монеты выполнен в голографическом изображении. В верхнем секторе по окружности надпись «ҚЫЗҒАЛДАҚ» на государственном языке и «TULIPA REGELII» на латинском - название вида. Надписи разделены точкой. В нижнем секторе число «2006» обозначающее год чеканки и товарный знак Казахстанского монетного двора.

Изображения и надписи на лицевой и оборотной стороне монеты рельефные.

Боковая поверхность (гурт) рифленая.



Монета изготовлена из серебра 925 пробы, масса – 31,1 грамма, диаметр – 38,61мм, качество изготовления – «proof», тираж - 4 тысячи штук.